(097) 726-36-36
(063) 805-51-22
Радиоуправляемые модели и игрушки на радиоуправлении

Комплектующие и аксессуары → Аккумуляторы → Аккумуляторы Li-Pol →

123456...8

Существуют два основных типа литиевых аккумуляторв - литий-ионные (Li-Ion) и литий-полимерные (LiPo, Li-Po или Li-Pol). Разница между ними – в типе используемого электролита. В случае Li-Ion – это гелевый электролит, в случае Li-Pol – специальный полимер, насыщенный литийсодержащим раствором. Обычные бытовые литий-полимерные аккумуляторы не способны отдавать большой ток, но существуют специальные силовые литий-полимерные аккумуляторы, способные отдавать ток, в 10 и даже 130 раз превышающий численное значение ёмкости в ампер-часах. Они широко применяются как аккумуляторы для радиоуправляемых моделей.

Литий-полимерные аккумуляторы превосходят по энергоемкости NiCd в 4-5 раз, а NiMH в 3-4 раза. Количество рабочих циклов 500 - 600, при разрядных токах в 2С до потери емкости в 20% (для сравнения - у NiCd- 1000 циклов, у NiMH – 1500).

Из всех существующих видов литий-полимерных аккумуляторов можно выделить две основные группы - обычные и быстроразрядные (Hi Discharge). Между собой эти виды аккумуляторов различаются максимальным разрядным током, который указывают либо в амперах, либо в единицах ёмкости аккумулятора "С". Например, если ток разряда 3С, а емкость аккумулятора – 1 Ач, то ток будет равен 3 А. У традиционных Li-Pol элементах чаще всего самый большой ток не может быть выше 3С – 5C. У быстроразрядных аккумуляторов Li-Pol ток разряда может доходить до 8С - 10С. По весу подобные аккумуляторы немного тяжелее, чем слаботочные аккумуляторы (где-то на 20%), и в названии у них после цифр емкости присутствуют буквы HD или HC.

В процессе применения быстроразрядных Li-Pol аккумуляторов в электрических моделях, их энерговооружённость может быть приравнена к подобному же параметру модели с ДВС похожего же размера.

Заряд Li-Pol аккумуляторов осуществляется специальными зарядными устройствами по достаточно простому алгоритму — заряд от источника постоянного напряжения 4.20 вольт/элемент с ограничением по току заряда в 1С. Заряд считается оконченным, когда ток упадет до 0.1-0.2С. После перехода в режим стабилизации напряжения при токе в 1С аккумулятор набирает около 70-80% своей емкости. Полная зарядка обычно занимает около 2-х часов. К зарядным устройствам предъявляются жесткие требования по точности поддержания напряжения в конце заряда — не хуже 0.01 в/банку. При заряд Li-Pol аккумуляторов используйте балансир - устройство, контролирующее и выравнивающее напряжение на каждой «банке» в последовательно соединенной батарее. Всегда выбирайте режим Balance Charge вместо просто LiPo Charge. 

Преимущества:
  • Отсутствие эффекта памяти;
  • Незначительный перепад напряжения по мере разряда;
  • Большая плотность энергии на единицу объёма и массы;
  • Низкий саморазряд;
  • Толщина элементов от 1 мм;
  • Возможность получать очень гибкие формы.
Недостатки:
  • Li-Pol аккумуляторы пожароопасны при перегреве и/или неправильной зарядке;
  • Количество рабочих циклов 800—900, при разрядных токах в 2С до потери ёмкости в 20% (у NiCd- 1000 циклов, у NiMH – 1500);
  • Глубокий и полный разряд аккумулятора может привести к выходу его из строя;
  • Боится механических повреждений и разгерметизации.

Основные критерии при выборе аккумулятора - это габаритные размеры и напряжение. Они подбираются исходя из размеров отсека под батарею и характеристик бортовой электроники модели. Напряжение аккумулятора должно быть в пределах, поддерживаемых регулятором хода и двигателем модели. Для литиевых батарей напряжение обычно заменяют количеством элементов, т.к. оно и определяет напряжение (1S=3.7В, 2S=7.4В, 3S=11.1В...).

Также важным параметром является коэффициент токоотдачи аккумулятора (25C, 30C, 60C...), который определяет какую максимальную силу тока способна выдавать батарея и устойчивость к высоким нагрузкам в целом. Как правило, батареи с более высокой токоотдачей можно заряжать быстрее и их жизненный цикл дольше, чем у батарей с более низкой токоотдачей.

Целесообразно выбирать аккумуляторы с тем же типом коннектора, что установлен на модели. Однако, при необходимости, коннектор можно перепаять самостоятельно.

Li-Pol - это самый распространенный тип аккумуляторов в радиоуправляемых моделях, так как они имеют высокую емкость по отношению к их весу и размеру, высокий ток разряда и возможность быстрого заряда. Однако, при этом, они требуют очень аккуратного обращения.

Меры предосторожности (во избежание возгорания):
  • не разряжать аккумулятор ниже 3В на элемент;
  • не допускается заряд больше 4,2В на элемент;
  • категорически запрещено вскрывать аккумулятор;
  • необходимо беречь аккумулятор от короткого замыкания;
  • заряжать только специальным зарядным устройством с функцией балансировки;
  • запрещено оставлять аккумулятор на зарядке без присмотра.
Рекомендации к эксплуатации (обеспечивают безопасность и долгий срок использования):
  • перед хранением заряжать до 3.7В на элемент (режим заряда Storage);
  • заряжать и хранить аккумулятор в специальном огнеупорном чехле;
  • остужать аккумулятор после использования перед последующей зарядкой;
  • не заряжать и не хранить аккумулятор под прямыми солнечными лучами;
  • температурный диапазон для хранения и использования от -10°C до +40°C
2015-2017 Modelist - Радиоуправляемые модели, игрушки на радиоуправлении, аксессуары и комплектующие к ним.